Автор: Александр Пастухов, ведущий мероприятий, путешественник

О подземном Париже, о том, каким интересным может быть кладбище и о местах, куда в «городе любви» заходить не стоит.

Я уже бывал в Париже, поэтому, собираясь в очередную поездку, понимал: хочется нового.

Несколько лет назад вышла картина «Париж. Город мертвых». Это история о поиске священного камня, который заложен глубоко среди могил подземного кладбища. На территории современного Парижа и в его ближайших окрестностях еще со времен античности рыли каменоломни, и под городом образовалась сеть карьеров общей протяженностью почти 280 километров. А в период с конца XVIII до середины XIX века сюда были свезены останки около шести миллионов человек: чума, что тут скажешь? И вот представьте: скелет человека включает чуть больше 200 костей. Умножьте на шесть миллионов – простая математика для вычисления размеров захоронения.

В ноябре 1955 года правительство Франции закрыло входы в подземелья и наложило запрет на их посещение. Правда, полтора километра для будущих туристов все же оставили. Сейчас там открытый музей. Очень популярный, хочу вам сказать. Туда и отправился. Пришел рано утром и увидел очередь, огибающую пару кварталов. Прикинул: это часа на два. Занял, как полагается, и пошел пить вкуснейший кофе и поедать круассан в кафе напротив.

Кстати, не стоит умиляться вывескам «cafe» в Париже: скорее всего, за ними скрывается дорогой ресторан.

Что ж, потратился – и через полтора часа вернулся на свое место, стал прислушиваться к разговорам. По ним понял: быстрее всего было купить на сайте билет, в котором указано время посещения. Эти ограничения объясняются уменьшением числа людей в единицу времени: в катакомбах не так много кислорода, а туннели действительно очень узкие – все оставлено практически без изменений.

Наконец, пропуск от охраны получен, и сразу же проведен обыск – как в аэропорту, все серьезно. Покупаю билет, отказываюсь от аудиогида и следую указателям. Воздух здесь влажный и малоприятный. Кроме разве что освещения, нет никакой дополнительной красоты. И вот первый небольшой зал «с историей». Косточки под стеклом, фотографии, пояснения… А вот и кадр из фильма «живьем» – вход в катакомбы. Ничего такого, только надпись над входом на латыни. Переводится так: «Остановись. Здесь царство мертвых». Хотя возможно, это написано и по-французски, просто «на латыни» звучит круче. И вообще, латынь почти никто не знает. Может, там написано: «Сдам комнату недорого в центре под землей»?

Особо впечатлительным здесь делать нечего. Туристов немного, как я уже говорил, их количество строго дозируют, так что можно внезапно минут на пять остаться одному. В такие моменты легко погрузиться в неприятные мысли. Признаюсь, мне было и жутко, и весело одновременно. Тут снимали хорошее кино, тут возможна вечеринка для поклонников очень странных вечеринок. Выход из катакомб находится на расстоянии километра от входа, на совершенно другой улице. В общем, крайне необычные ощущения.

Куда отправиться после подземного кладбища? Почему бы не к наземному?

Удивительно, как наши культуры отличаются друг от друга. Русское место для усопших крайне неприятное энергетически (без обид), а в Париже на кладбище можно свидание назначить, и ты будешь не идиот, а романтик! Например, пишешь избраннице валентинку: «Увидимся в шесть. Буду ждать тебя возле Оскара Уайльда», как вам?

Неподалеку от центра города 48 гектаров, обнесенных каменной стеной. Называется Пер-Лашез. Кстати, одинокие и вечно ищущие любви, вам сюда. Просто загадываете любовное желание возле могилы писателя и целуете сфинкса. Представьте, сколько помадных поцелуев там отпечатано перманентно, несмотря на все усилия клининговой службы некрополя. А учитывая ориентацию мсье Уальда, можно представить, сколько нетрадиционников оттуда по вечерам выгоняют сторожа. Не то чтобы их не любят, просто территорию на ночь закрывают. Я целовать не стал.

Любите Оноре де Бальзака? Тоже там лежит. Кто написал «Похоронный марш»? И он здесь. Не так уж удивительно, что этот шедевр Шопена самый популярный в этой части Парижа, правда? Знаменитостей и великих людей здесь не счесть, но рискну отметить еще одного. Мужики, если нужна мужская сила, вам прямиком к могиле журналиста Виктора Нуара. У парня в морге случился странный эксцесс, а то и чудо. У убиенного возникло… как бы это сказать? Острое желание противоположного пола.  «Инструмент» оказался внушительным. Так и похоронили журналиста. Сейчас лежачий монумент натерт в определенной части тела до ослепительного бронзового блеска. Ну, как перстень у банкира на Вайнера в Екатеринбурге, только не перстень. Потер ли я? Конечно! Но без фанатизма, исключительно в целях укрепления мужского духа.

В некрополе Пер-Лашез спокойно, тихо и очень красиво. Уединиться, почитать, прогуляться, даже устроить пикник среди склепов – вполне нормально для местных.

Вечер, темнеет, иду в сторону отеля, расположенного в районе Монмартр. Того самого, где величественно расположились кабаре «Мулен Руж», интим-магазины площадью не одну сотню квадратных метров каждый, а девчонки с низкой социальной ответственностью предлагают любовь за кэш. Хотя не удивлюсь, если кредитки тоже принимаются. Или биткойны, сейчас все возможно.

Неподалеку тот самый ресторан, где работала главная героиня фильма «Амели». По пути передо мной возникает афроамериканец крепкого телосложения и так вежливо, что фиг откажешь, приглашает к нему в бар. Что-то мне подсказало, что не буду я грубить, раз так радушно приглашают. Захожу за шторку, встречает очень сексуальная особа с красивой улыбкой, берет под руку и провожает за стол. Оказывается, стриптиз-бар. На шесте девочка, вокруг другие особи женского пола – чуть красивее черепов из катакомб. Тут же ко мне подсаживается одна такая, что я чуть не рассмеялся от страха, но сдержал себя и расплылся в напряженной истеричной улыбке. Она неверно расценила мою реакцию и улыбнулась в ответ. Я все-таки засмеялся. Прошу официанта принести мне воды, а девушке – коктейль, чтобы ей было весело, как мне. Помогло или нет, я так и не понял, но понял, что надо уходить, поскольку мне уже предлагают любовь за 100 евро. Встаю, чтобы рассчитаться, – уже 90 евро, на выходе кричат, что 70. Очень хотелось крикнуть: «Пятьдесят, и ни центом больше!», но я не забывал о парне, который меня пригласил, и постеснялся язвить так открыто. Попрощался и вышел.

Не стоит посещать такие бары – цена коктейля не менее 15 евро, как и простой воды. Даже если иметь в виду, что я посмеялся от души над «обаянием» местной чикули, такой юмористический номер все же столько не стоит.

материал: журнал «Стольник»

Понравился материал? Поделись!

Комментарии

Добавить комментарий