По мотивам одноименной сказки Петра Ершова о приключениях крестьянского сына Ивана-дурака и его верного помощника Конька-Горбунка — «ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами, да с аршинными ушами».

Иван — не царевич, не богатырь, не красавец, а старшие братья и вовсе его дураком считают. Но всё меняется, когда у Ивана появляется друг и верный помощник — Конёк-Горбунок. Пусть он ростом невелик, зато умный и смелый. С таким другом никакой враг не страшен. Ну, почти никакой. С таким помощником и ничего невозможного нет. Ну, почти, нет. Ивану с Коньком предстоит проверить свою дружбу на прочность, столкнуться с коварным противником, преодолеть невероятные испытания и встретить такую любовь, ради которой стоит рискнуть всем. Ну, почти всем...

Продюсеры: Сергей СЕЛЬЯНОВ, Александр ГОРОХОВ, Антон ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ

Режиссером-постановщиком картины выступает Олег ПОГОДИН, которого зритель знает по успешным сериалам «Крик совы» и «Родина ждет», а также по фильмам «Дом», «Непобедимый» и «Триумф».

За костюмы отвечает Надежда ВАСИЛЬЕВА, работавшая над образами героев всех картин Алексея Балабанова, а также над фильмами «Матильда» Алексея Учителя, «Скиф» Руслана Мосафира, «Салют-7» Клима Шипенко, «Страна 03» Василия Сигарева и многими другими.

Оператор-постановщик — Владимир БАШТА («Географ глобус пропил», «Время первых»).

Всеми любимая сказка «Конёк-Горбунок» написана Петром Ершовым в стихах, но создатели новой экранизации решили заменить стихотворную форму прозаической.

Над сценарием работали Алексей БОРОДАЧЕВ и Олег ПОГОДИН.

Визуальные эффекты создает одна из самых успешных студий компьютерной графики в нашей стране — компания CGF - обладатель двух премий «Золотой орел» за лучшие визуальные эффекты 2016 и 2017 гг., работавшая над такими картинами как «Движение вверх», «Время первых», «Викинг», «Экипаж».

За мимику, движения и голос сказочного Конька-Горбунка отвечает Павел Деревянко.

Роль Ивана-дурака исполнил Антон Шагин.

В роли Царь-девицы Паулина Андреева, Спальника сыграл Ян Цапник, Воеводу – Олег Тактаров, Царя - Михаил Ефремов.

Съемки проходили в самом большом в России съемочном павильоне под Санкт-Петербургом (его площадь более 7000 кв.м.), где были построены отдельные декорации и условные объекты зеленого или синего цветов, которые впоследствии достраивались и воссоздавались с помощью компьютерной графики. В качестве производственно-технологических примеров Александр Горохов называет диснеевскую «Книгу джунглей», блокбастер «Фантастические твари» и «Алису в стране Чудес» Тима Бертона.

Сергей СЕЛЬЯНОВ, продюсер: «Представляете - живой, не мультипликационный, а живой Конёк-Горбунок! Живая Жар-птица и Чудо-Юдо рыба-кит! Прекрасные актеры! Восхитительные костюмы и декорации! И всякие чудеса! Это сказка. Зритель любит сказки, особенно наши. Все потому, что в таких историях для нас больше сегодняшнего, чем в современном реалистичном фильме. В сказке заложены качества национального характера и жизненного уклада. Кроме того, в нашей картине есть и любовная линия — Иван совершает все подвиги с помощью своего волшебного товарища Конька-Горбунка из-за любви. Лично я очень люблю эту сказку и не совру, если скажу, что в детстве ее раз 20 перечитывал».

Антон ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ, продюсер: «Нет ничего лучше нашей родной русской сказки, остроумной и лукавой, мудрой и озорной - в ней заложена духовная генетика нашего народа. Работа над «Коньком-Горбунком» у нас с партнерами вызывает особый азарт. Потому что взрослые тоже дети - и нам всем нужна сказка, которую мы своим высокотехнологичным, красивым, весёлым, ироничным и увлекательным фильмом, с блестящими актерскими работами - возвращаем в современную реальную жизнь. Я уверен, что порадуем зрителя и приключения Конька не оставят равнодушными ни детей, ни взрослых».

Александр Горохов, продюсер: «Однажды мы с моим другом обдумывали истории, которые можно было бы экранизировать, и вспомнили «Конька-Горбунка», и подумали - почему бы не экранизировать? Сказка всегда интересна зрителям. Я стал перечитать вслух и понял, что несмотря на выдающийся текст Ершова, это не очень легко экранизируемая штука и сценарий нужно сделать с прозаическим текстом, оставив при этом всю сюжетную линию. В итоге мы позвонили Сергею Сельянову, он ведь у нас в стране главный по сказкам, и не только по ним, и он откликнулся очень позитивно. Подключился Антон Андреевич Златопольский и телеканал РОССИЯ 1, началась работа… И когда мы начали сыграла роль моя экспертиза в визуальных вопросах - было понятно, что без мощной визуализации рассказать эту историю нельзя. Поначалу разработка шла легко, а когда начали прорабатывать детально, то поняли, что в этом чемодане не одно дно — это как сказочная история про сундук, внутри которого - заяц, внутри зайца - утка, в утке - яйцо и так далее. «Конёк-Горбунок» очень глубокое произведение, и очень сложный технологический проект.

Павел Деревянко был единственным человеком в проекте, чье имя прозвучало сразу, как только мы задались вопросом - кто был мог сыграть Конька. Мы другого актера и не искали. Поначалу ему, наверное, было не очень понятно: актер играет роль, но его не будет в кадре. Но всю эмоцию мы брали с него - как он реагирует, какие паузы держит, как проносит текст, хмурится, улыбается... Мы пытаемся сделать его фотореалистичным персонажем - как будто существует такой в природе зверь, и он пришел к нам на площадку, у него осмысленный взгляд, поставленная речь и с ним можно договариваться. Конечно, материал прошел определенную обработку аниматорами, но в Коньке можно узнать Пашу, его характерные мимические жесты.

На самом деле это тяжело - снимать пустое место в кадре. Многие флэты нужно было снимать под Конька или под другого сказочного персонажа, которого в реальности нет.  Конёк - не человек, его надо было снимать иначе, прежде всего изменить габаритно форму лица, потому что портрет человека и портрет лошади — это разные вещи. На монтаже нам приходилось очень тщательно подбирать ракурсы, чтобы персонаж композиционно вписываться в кадр, при том, что мы не имели еще финального Конька, с финальным цветом, шерстью, приходилось многое домысливать. На съемках у нас был габаритный Конёк, был Паша, были сняты технические плэйты - кадры, куда мы должны были его инспирировать. Случайный поворот камеры на 2-3 см очень сильно менял кадр. Сейчас еще идет финальная стадия анимации, когда мы уточняем актерскую игру. И конечно же монтаж не может быть закончен, пока не появился персонаж в кадре, пока он не сыграл свои эмоции, реплики, взгляды.

Уникальность ситуации в том, что Конёк - по-настоящему главный герой - ни второй, ни промежуточный. Это - редкость. Если сравнивать с западными аналогами, то приходит в голову Паддингтон. То есть задача - заставить зрителя сопереживать, поверить в то, что он - настоящий. Кроме Конька есть еще Жар-Птица, ее перо, кобылица, чудо-юдо-раба-кит и весь окружающих их мир: все локации, в которых они обитают созданы на компьютере. В фильме 95, а то и 99 процентов компьютерной графики. То есть почти нет кадров без CG. Но мы никогда бы не смогли сделать этот фильм без артистов. Даже если все персонажи были бы компьютерными, мы бы не смогли создать без живых артистов.

Мы почти не пользуемся готовым софтом. Большинство инструментариев — это наши собственные разработки. Нет вообще ничего, что можно было бы сделать одной кнопкой, все детально разрабатывается.

У нас на площадке была использована наша разработка «Вьюга», она позволяет «достраивать» пространство - увидеть, что в нем примерно будет, чтобы правильно выстраивать кадр. Ее можно было использовать не во всех случаях, но было много эпизодов, снятых при помощи «Вьюги», и мы примерно понимали, где и что будет происходить, что будет на фоне и как правильно взять ракурс по фону.

Нет никаких преимуществ черед Голливудом, их просто нет. И не нужно соревноваться с тем, что тебе просто недостижимо… Голливуд — это сборная мира по кино, а у нас сборная России. Но иногда наш российский продукт оказывается интересным в мире. На это мы очень рассчитываем.

Если говорить про сложность этого проекта, то можно представить себе цирк, а в нем людей, которые умеют ездить на велосипеде по канату, а еще - тех, кто умеет жонглировать. И вот «Конёк» — это когда мы едем на велосипеде по канату и еще и жонглируем. То есть по отдельности все это мы проходили и понимаем. Но когда они совмещаются, то уровень сложности, это не умножение на два, а возведение в степень.

Для меня это очень крутой вызов, круче мы ничего не делали и не уверен, что будем делать в ближайшей перспективе, потому что это долго, дорого и сложно. И не уверен, что кто-то в ближайшее время рискнет это повторить».

Олег Погодин, автор сценария, режиссер-постановщик: «Наш фильм отличается от литературного оригинала. Во-первых, поэтическая форма сказки Ершова у нас заменена прозаической. Во-вторых, некоторые коллизии литературного оригинальна заменены, потому что мы пытались всей истории задать немного другое направление. Сказка Ершова больше о дружбе Ивана и Конька. У нас всё это, конечно же, осталось, но плюс значительно укрупнилась линия любви Ивана к Царь-девице. Наше кино - о дружбе и любви.

В целом мы существовали в парадигме сказки Ершова, и ничем особо наш Конёк от его Конька не отличается. Неунывающий, мудрый, находчивый, надёжный, ну и, само собой, очень быстрый, реактивно-скоростной – такой он, наш Горбунок.

Если же говорить о технических аспектах такой работы… Когда я был еще совсем молодым человеком, то мечтал стать мультипликатором и довольно много времени уделял изучению этого дела. Я легко могу себе представить на месте зеленого экрана дворец или тропинку в лесу, а на месте условного шарика, который двигают на компьютере специалисты, персонажа: ёжика или того же Конька. Воображение на таких съёмках всё время работает в прикладном режиме. В какой-то момент это начинает утомлять, эмоционально выматывает. Вообще, когда ты снимаешь не «кино людей», а «кино технологий», то они диктуют тебе чуть ли не каждый шаг. Хочешь двинуть, например, камеру влево или вправо, а нельзя – не совпадешь с утверждённым технологическим решением, с превизом. В другой раз напрашивается более раскованное действие артистов в кадре, а мне их, наоборот, приходится зажимать в силу того, что с ними «работает» анимационный персонаж. Структурируешь так, что они не могут лишнего шага ступить. Потому что компьютерно-анимационная фигура в кадре требует от живых партнёров точно определённых взаимодействий. В общем, в производственном смысле это был фильм очень непростой».

Владимир Башта, оператор-постановщик: «Для того, чтобы приступить к работе, мне нужно было вернуться эмоционально в детство - все перечитать, пересмотреть, вспомнить. Я, конечно, понимал, насколько непростая задача перед нами стоит, перед стартом съемок мы серьезно волновались - как мы все это сделаем. Но - глаза боятся, а руки делают. Мы постепенно втянулись и, кажется, нашли интересные решения.

Когда мы только начали работать, никто не знал, как мы будем делать это кино с точки зрения технологий. И на каком-то этапе было принято решение, что весь фильм будет сниматься в павильоне. Мы снимали там и интерьерную часть, и город, и леса, и поля. Все под одной крышей. Понятно, что наши западные коллеги эту технологию осилили, но у меня впервые такой проект. И тут свои плюсы, и минусы. С одной стороны, вроде бы все подконтрольно с точки зрения освещения. А с другой стороны, натурная съемка дает то, на что в павильоне приходилось тратить невероятные силы. Например, дождь, снег, ветер, колыхание деревьев. Даже само наличие деревьев, травы, кустов. В павильоне ничего нет. Если говорить по поводу компьютерных персонажей, то их очень сложно снимать и, наверное, каждый в голове представляет что-то свое.

Подчас мы снимали куклу, мячик и осветительный прибор, представляя себе, что это - персонаж. Мы полагались просто на фантазию и графические разработки, которые впоследствии появятся и все вымышленные пустоты превратятся в персонажей: осветительный шар, который носится по павильону, превратится в Жар-птицу с крыльями, зеленое бревнышко - в Конька и так далее — вот таинство, которым овладели мастера компьютерной графики. Надеемся, что будет хорошо.

На съемках мне помогали две вещи. Во-первых, - моя операторская команда, которая проверена годами и с которыми мы сделали ни одну картину. Во-вторых, - опыт, который у меня был. Я не впервые работаю с режиссером Олегом Погодиным и командой CGF, и мы достаточно быстро находим понимание.

Фильм «Конёк-Горбунок» — это мечта. Это как вытянуть счастливый билет, погрузить себя в мир сказки, вымысла. Это большая удача. Я рад, что работал над этой картиной. И верю, что это будет какой-то значительный проект для нас и в общем-то, может, для всей индустрии.

Мне вообще нравятся фильмы, которые объединяют у экранов людей разного возраста и разных предпочтений. Сказка предполагает и семейный просмотр, и просмотр отдельно детей и любых взрослых. В общем, этот фильм может привести в кинотеатры всех».

 Антон Шагин, Иван-дурак: «Иван разный. Он дурак, но условный, в кавычках. Просто не такой, как все. Это человек совершенно разных проявлений, но мне очень хотелось передать прежде всего его детскость. Он отличается от всех остальных своим наивным и чистым мировосприятием. Его порой, конечно, заносит. Но в итоге все равно к нему приходит осознание, в чем он виноват, и что он слишком о себе возомнил.

Что касается работы на площадке, скажу, что мне с партнерами повезло - и Паша Деревянко, и Паулина Андреева, и Ян Цапник, и все другие. Но самый интересный опыт играть с куклой, как с живым существом. Я про Конька. На площадке за него был такой зеленый Конёк, игрушечный, и вот тут, конечно, какие- то новые чувства из актерского багажа достаёшь. Или, когда взаимодействуешь с воображаемым Китом, или с Жар-птицей. Тут, конечно, без юмора сложно подступиться. Но если со стороны взглянуть на процесс, то все это работает, как часы. И, конечно, - чем непредсказуемее, тем интереснее. Что нас ожидает на выходе, конечно, никто не знает. Думаю, в итоге, каждый из нас очень удивится, в хорошем смысле этого слова».

Павел Деревянко, Конёк-Горбунок: «Мой Конёк - волшебный: летающий, знающий, шутящий, ироничный - тот, с кем можно поговорить. Конечно, я ничего подобного раньше не играл. Технология была следующая - перед съемками меня отвезли в специально оборудованное место, обклеили все лицо датчиками и в затемненной комнате фотографировали со всех сторон, со всеми ухмылками, улыбками, гримасами - нужно было снять с моего лица все возможные эмоции. Это было долго и утомительно. Но на съемках мне уже не надо было работать лицом, там нам меня надели облегающий костюм с кучей датчиков и мне нужно было совершать определенные движения. Поскольку Конёк маленький - он должен быть намного ниже Ивана - мне все время приходилось ходить на корточках и в раскоряку, это было тяжело.

В целом процесс съемок стал для всего актерского состава определенным вызовом: у многих был опыт съемок на хромакее, у меня в «Салюте 7», но там мы играли в полноразмерной декорации, у меня был партнер и я играл человека. Здесь же надо было себе представить вообще все - сказочный лес, летящую на тебя жар-птицу, лежащие под ногами камни, весь окружающий героев мир. Голливудские актеры умеют это делать первоклассно, но на них работает огромная индустрия. Для меня же это был первый, сложный, но интересный опыт. Наиболее интересным из всех процессов было озвучание - мне приходилось скакать, ржать, фыркать, модулировать свой голос, искать всякие интересные интонации, это было забавно.

В детстве я очень любил сказки, и, конечно, «Конька-Горбунка», а еще советские мультики про конька 1947 и 1975 годов.  Конёк мне нравился, но больше - Иван-дурак — это мой персонаж по жизни, был бы я помоложе - претендовал бы на эту роль.

Очень надеюсь, что наш «Конёк-Горбунок» получится конкурентноспособным фильмом - в него вложены большие деньги и большие силы самых передовых студий и людей российского кино. Это дает ощущение того, что может получиться зрелищная картина, качественный аттракцион, на который зрители пойдут с удовольствием».

Паулина Андреева, Царь-девица: «Мне всегда хотелось сыграть в сказке. Тут все сложилось, потому что Конёк-Горбунок одна из любимейших. Это было весело, красиво, профессионально. Великолепные костюмы Надежды Васильевой, партнеры, огромный мир вокруг, построенный с нуля. Мимика и голос Конька - Паша Деревянко. Пару раз мы все-таки сыграли сцены вместе, в остальном вместо него был зеленый конь, которого называли Кеша. И таких эпизодов было много, так как в фильме волшебные миры создаются при помощи графики.

Участие в сказке важно для меня не только потому что я в принципе люблю этот жанр, или потому что я сыграла царь девицу. А потому что это сделано для детей. На мой взгляд это самая ценная, честная и отзывчивая аудитория. И если у нам получилось внедриться в их детство с любовью, порадовать, насмешить, научить — значит все не зря».

Михаил Ефремов, Царь: «Я с большим удовольствием воспринял это предложение, потому что моя бабушка - Анна Алексеевна Некрасова - ставила «Конька-Горбунка» в Детском театре. И я часто смотрел эту постановку. Одна из первых ролей отца, после которой он проснулся знаменитым — это как раз роль Ивана-дурака в Детском театре в спектакле «Конёк-Горбунок». Тогда он был еще совсем молодым, только закончил школу-студию МХАТ.

Про Царя что можно рассказать? Это метафизическая фигура. У нас он просто Царь. Без имени. И это еще больше подчеркивает его метафизичность и сакральность. Он такой самодур, как это обычно и бывает. И потом «Конёк-Горбунок» это тоже такая метафизическая вещь для России: горбуна потрогать - к счастью.

Вообще такого проекта, как «Конёк Горбунок», я не видел ни в СССР, ни в России. Это наша российская «Клеопатра» - декорации и костюмы просто уникальные».

Ян Цапник, Спальник: «Роль у меня прекрасная – Спальник. Серый кардинал. Это такой персонаж, который что-то мутит-крутит, хочет Ивана извести. И все время что-то советует Царю в левое ухо. Он такой немножко странный, одинокий, с хитрецой. Человек, который выживает в определенных условиях. Спальник — это такой чиновник на государственной службе, который не имеет своего мнения, а имеет точку зрения Царя.

От съемок я в шоке - в хорошем смысле. Мы привыкли, что современные картины снимаются на хромакее, костюмы из подбора. А здесь каждый костюм шили специально для этой картины. И какие! Нужно отдать должное художнику по костюмам Надежде Васильевой - они не просто нас дополняют, они имеют какое-то решающее значение. Картинка будет сочная. А павильоны! В одном - поле, в другом - дворцы, где натерты полы в колонных залах. Это невероятно здорово! Такое отношение и такой подход к проекту бывает редко, раз в жизни. Когда мы попали в павильон, то первые минут 15 были как дети, которые впервые попали в кондитерскую лавку».

Олег Тактаров, Воевода: «Когда я на съемки приехал, сразу стало ясно, что это проект голливудского размаха, что это крупнобюджетный фильм, подобный «Сокровищам нации», в котором я снимался. Проект с масштабными декорациями и скрупулёзно созданными костюмами. Я увидел съёмочную группу, фанатично преданную своей работе, для них важна каждая мелочь говорим ли мы про декорации, костюмы или грим. Видно, что люди мечтали о таком проекте здесь они могут на деле использовать все свои знания, умения и опыт. Этот проект дал, наконец, такую возможность.

В моем костюме мне было тяжеловато, если честно. Мне сделали специальные кривые сапоги, чтобы ноги были колесом, да они еще и на каблуках были, пятки скошены. Ходить невозможно. Во время съемок стояла страшная жара в Петербурге, в павильоне было очень душно и вот мой костюм - он из нескольких слоев состоял: подкафтан, кафтан, еще один нарядный сверху, плюс шуба и огромная шапка-папаха на голове и при этом мы должны были танцевать с девушками. Паулина, наша Царь-девица, говорит, что у нее были тяжелые костюмы, но мне кажется, что на мне был надет костюм с нее весом. Килограммов 50 минимум.

Воеводу, которого я играю, по книжке не помню. Из детства самыми яркими персонажами для меня так и остались Иван, Царь-Девица, Конёк и Царь. Особенно, тот момент, когда Царь прыгает в кипящее молоко. Поэтому свой образ я стал создавать на площадке с нуля. Конечно, были определенные требования режиссера, а мне все время хотелось что-то добавить от себя и, как мне казалось, поинтереснее сделать, но Олег Погодин говорил мне: «Хватит кадр воровать» или «Хватит одеяло перетягивать».

Мы с Яном Цапником, который сыграл Спальника, такие два злодея при дворе. Но мы очень разные, хоть в коалиции. Мы при государе, так и ждем что нам от него перепадет, как бы угодить, что бы еще урвать.

Очень профессионально все отработали на этом проекте. Меня часто спрашивают, просят сравнить с работой в Голливуде. Раньше были отличия и очень заметные, и опоздания и роль не выучил кто-то. Сейчас нет той разницы в работе людей, только в бюджетах. И вот, на этом проекте было все выстроено в «голливудском формате», начиная от работы ассистентов заканчивая работой режиссера на площадке»

Понравился материал? Поделись!
[TheChamp-Sharing style="background-color:#FFFFFF;"]

Комментарии

Добавить комментарий